Почетный член ИППО, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «Под сенью креста»

Версия для печати Отправить на e-mail

28 сентября 2011 г. 

23 сентября в Государственном Эрмитаже в рамках Года Италии в России и Года России в Италии открылась выставка из собрания крупного миланского коллекционера Джованни Кова Минотти «Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII — XIX веков». Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Министерством культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики, областью Ломбардия, муниципалитетом г. Милана при содействии Посольства Итальянской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Итальянской Республики в Санкт-Петербурге, Итальянского института культуры в Москве, Ассоциации Ротари-Милан Монфорте.

Самый ранний памятник этой коллекции относится к VIII веку и происходит из Византии. Там еще нет Спасителя, но 39 других экспонатов позволяют проследить трансформацию изображения этого образа на протяжении 12 веков. Ранние романские кресты представляли Христа в роли всемогущего правителя, готового бороться за распространение Веры. Готика сместила акценты. Бог все более начинает походить на обычного человека проделавшего скорбный земной путь.

«Это показывает Христа прежде всего человеком страдающим, – рассказывает Марта Крыжановская, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. – Основная идея такого Христа, что человек приходит к бессмертию через страдание».

Одна из особенностей коллекции в том, что представленные кресты не имеют отношения к признанным центрам декоративно-прикладного искусства Европы, эти памятники средневековья создавались большей частью при старых церквях в малоизвестных провинциях.


Церемонию открытия выставки возглавили посол Италии в России  Антонио Дзанарди Ланди и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО.

По оценке посла Италии в России выставка одинаково важна для наших стран.

«Мы знаем, что в России кроме распятия есть много других изображений и символов религиозного характера, – говорит Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России. – Это иконы с русскими святыми, и обязательная троица – Спаситель, Богородица и святой Николай, но для итальянцев нет ничего важнее Распятия, оно есть в каждом итальянском доме».


Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа считает, что

«крест важен для всех культурных традиций мира. Кроме того, крест является изумительной структурой для философских и культурных размышлений вокруг него».

Миланский коллекционер Джованни Кова Минотти собирал средневековые кресты, когда большинство подобных памятников уже заняли свои места в фондах крупнейших европейских музеев. Предположение о сказочном богатстве итальянских провинций возникает одновременно с досадной догадкой об истощении рынка антикварных предметов в России.

Экспозиция из сорока алтарных и процессионных крестов и распятий включает произведения различных стран, среди которых преобладают регионы Италии.

Самым ранним является византийский серебряный крест VIII века, простой по форме и украшенный только полудрагоценными камнями, без каких-либо фигурных изображений.

В более поздних памятниках центральное место занимает фигура распятого Христа, а декорировка распятий становится сложнее и разнообразнее: слоновая кость, бронза, дерево. Справа от изображения Спасителя помещается изображение Мадонны, слева — апостола Иоанна, а на оборотной стороне чаще всего изображается Христос Вседержитель, окруженный апокалиптическими символами евангелистов: Льва — Марка, Орла — Иоанна, Быка — Луки, Ангела — Матфея. Иногда к этим изображениям прибавляются и другие образы. Такая иконография связана с основной идеей христианства: смертью Христа во имя спасения рода Человеческого. В романский период (XI–XIII века) эти фигурные изображения еще достаточно грубы и даже примитивны. Для романского художника важны не правдоподобие деталей и точность передачи, а наиболее яркое воплощение идеи. Среди выразительных серебряных рельефов, украшающих крест XI века, помимо фигур строго канонического типа, есть вставка с изображением «облака», внутри которого — условно бесконечное количество открытых глаз, что соответствует изобразительной концепции раннего Средневековья. Интересны по своей технике и иконографии несколько крестов с живописными или эмалевыми вставками.

В эпоху Готики (ХI–XV века) профессиональное умение мастеров позволяет уже шире передать сложность окружающего мира. Фигуры делаются более правильными анатомически, появляются какие-то реалистические черты, открытая эмоциональность заменяется продуманным и тонким изображением сюжета. Основной темой готических распятий являются Страдания, через которые прошел Иисус во имя справедливости и вечной жизни человечества. Редким и необычным является выполненный из золоченого серебра с двадцатью драгоценными и полудрагоценными камнями небольшой крест-реликварий XIII века, внутри которого хранится частица Святого Креста. Среди предметов искусства, представленных на выставке, обращает на себя внимание принадлежащий лиможской школе большой крест-реликварий, который богато украшен эмалями, представляющими сюжеты из Нового Завета; а, также, медный крест с рельефными позолоченными фигурами, украшенный аметистами и лазуритами.

Эпоха Возрождения (XIV–XVI века) привнесла в искусство широкий интерес к окружающему миру, и произведения ювелиров наполнились яркими и живыми деталями, однако фигура распятого Христа продолжала оставаться основным композиционным центром.

Пышность стиля Барокко (XVII–XVIII века) также нашла свое отражение в памятниках религиозного культа, что особенно заметно во все более разнообразных и усложненных формах самого креста и разнообразии используемых для этого материалов. Особую популярность получили изделия из слоновой кости.

Экспозиция «Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII–XIX веков» дает возможность проследить развитие и увидеть разнообразие этих видов церковных памятников на протяжении двенадцати столетий.

К выставке подготовлен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2011), предваряемый несколькими вступительными статьями итальянских и русских авторов, рассказывающих об истории коллекции, о значении креста в системе христианских символов, об общих христианских корнях итальянского и русского искусства.

Кураторы выставки — Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения; и Марта Яновна Крыжановская, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Телеканал «Культура» (ВИДЕО) и сайт Эрмитажа

 
< Пред.   След. >