Выступление члена Совета ИППО, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Саудовской Аравии Олега Борисовича Озерована Первой конференции ИППО 10 июня 2010 г. 
Уважаемый Сергей Вадимович,
уважаемые члены Совета,
все участники нашей конференции!
На первый взгляд, тема кажется странной – Саудовская Аравия
и Императорское Православное Палестинское Общество. Когда
я уезжал в Саудовскую Аравию, мне казалось, что
не может быть пересечений,
и там совершенно другая своя Святая Земля.
Всё свое и чужого им, как говорится,
не надо. Но выяснилось, что деятельность Императорского Православного Палестинского Общества,
о которой мы самым подробным образом говорим, востребована там. Правда, востребована
в несколько ином ключе,
и это, пожалуй, тот аспект,
о котором мы сегодня не говорили. Только Татьяна Сергеевна Рюмшина
чуть-чуть затронула тему
о том, что существуют немного неровные отношения между мусульманами
и христианами. Так вот я считаю, что это мало сказано.
Отношения очень напряженные, и, если смотреть правде
в глаза, то мир стоит перед угрозой очень серьезного цивилизационного конфликта,
в который могут быть втянуты
и христианская, и мусульманская конфессии.
Все это понимают, все это осознают,
но практически мало, что делается для того, чтобы этот конфликт предотвратить.
Мы прекрасно с вами знаем
из сообщений по радио
и телевидению о терроризме, экстремизме
и т. д. Много раздается обвинений
в адрес ислама.
Всё это вызывает самую большую озабоченность
в исламском мире, который видит свою религию, видит ислам как религию мира, как религию доброжелательную, религию открытую.
К таким настроениям
и обертонам очень восприимчиво Императорское Православное Палестинское Общество, которое всегда работало именно
на стыке цивилизаций.
У него в этом отношении, наверное, самый богатый опыт
из всех организаций, которые есть
в России, потому что оно всегда работало
на Святой Земле, где были представлены
и мусульмане, и христиане, христиане самых разных конфессий. Общество
в своей деятельности преуспело, потому что его школы, его больницы, которые работали
на Святой Земле, были открыты
и для христиан,
и для мусульман. Именно поэтому, как сейчас справедливо говорил Сергей Георгиевич Козлов, сформировалось чрезвычайно позитивное отношение
к России, и
не только со стороны христиан
на Святой Земле, но и
со стороны мусульман.
Прибыв
в Саудовскую Аравию,
я обнаружил, что восприятие православного мира очень позитивно.
Мы даже, может быть, недооцениваем, насколько позитивно восприятие
в исламской среде именно православной цивилизации.
В этом смысле еще много предстоит и можно много сделать.
Что востребовано, что нужно?
Как говорят арабы,
«мы все дети Писания»,
у них признается Иисус Христос как пророк, если
не как Бог и
не как сын Божий, то как пророк признается мусульманами.
И когда диалог
с мусульманами начинается именно
с этого, то
он воспринимается очень позитивно.
Озабоченность межконфессиональными отношениями присутствует
не только у нас, она присутствует и
в Саудовской Аравии.
И не случайно король Саудовской Аравии провозгласил собственную инициативу межконфессионального
и межцивилизационного диалога.
Эта инициатива поддерживается
на государственном уровне, она прекрасно профинансирована, проходят конференции
и чего так
не хватает, то именно другой стороны – православного компонента, который как раз
и может обеспечить наше Общество.
Сегодня
мы говорили с Сергеем Вадимовичем
о том, что
на следующий год запланирован его визит
в Саудовскую Аравию по линии Счетной палаты Саудовской Аравии.
Я думаю, что, может быть,
имело бы смысл подумать и
о том, чтобы воспользоваться этим визитом для начала
и завязывания межконфессионального диалога, диалога между российским православием
и традиционным исламом, корни которого находятся
в Саудовской Аравии. Мекка, Медина
и Коран – все они, как говорится, ниспосланы именно Саудовской Аравии,
и сами саудовцы себя рассматривают себя самыми коренными, настоящими мусульманами, которые несут знамена истинного ислама, поэтому диалог
с ними очень нужен.
За те короткие месяцы, которые
я там пробыл,
я понял, что есть открытость, есть готовность говорить по этим проблемам, причем буквально еще
3–5 лет назад это было совершенно
не характерно. А сейчас есть готовность говорить и
о проблемах джихада, и
о проблемах смертности, и
о проблемах вообще ценности
человеческой жизни.И
в ходе этого диалога выясняется, что наши ценности
и подходы порой оказываются между мусульманами
и православными гораздо ближе, чем тот диалог, который
мы ведем с Западом, где
мы наталкиваемся на стену непонимания,
на политкорректность, на идеологию прав человека без соотнесения
с высокими ценностями религиозных цивилизаций.
Я думаю, что
у нашего Общества есть большой ресурс
не только для укрепления присутствия
в Святой Земле и
в Палестине, но и
в плане развертывания полноценного диалога между российским православием
и настоящим коренным исламом, корни которого находятся
в Саудовской Аравии. И, может быть, этот диалог приобретет более широкие формы,
и позволит всем нам вместе найти выходы
из тех сложных ситуаций, конфликтных ситуаций,
с которыми сталкивается мир сегодня.
В заключение
я еще раз хотел поблагодарить Сергея Вадимовича
за приглашение на конференцию и сказать, что человек, который уехал
в Саудовскую Аравию
не был потерян для Общества.