Вся Россия – наш сад. Русская Палестина

Версия для печати Отправить на e-mail
Источник публикации: Липецкая газета, 27 августа 2012 г.

Делегация лебедянцев, в которую вошли сотрудники городского краеведческого музея, краеведы, писатель и журналист, стала активной участницей события, которое именуется «Дни сада в Бирюлёво». Этот представительный форум проводится в рамках седьмой Всероссийской выставки достижений селекции и современных технологий производства плодово-ягодной продукции.

Отнюдь не случайно научный форум садоводов начался с необычной для непосвящённого темы сохранения России в Святой земле. Тому были и есть весомые основания. Сегодня выражение «Русская Палестина» для многих кажется странным. А между тем в конце XIX и начале XX веков это словосочетание имело конкретный и всем понятный смысл. Русская Палестина – это десятки храмов, монастырей, подворий, гостиниц, школ и больниц, построенных русскими на Святой земле как для паломников из России, число которых достигает десятков тысяч в год, так и для местных жителей, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей.

Возрождение Русской Палестины стало Русским национальный проектом, в котором активно участвует Всероссийский институт садоводства. Коллектив причастен к закладке музейно-паркового комплекса и уже реализовал один из самых значимых православных проектов по сохранению смоковницы Закхея в Иерихоне. Эта святыня, которой поклоняются все христиане, получила такое название в память о мытаре Закхее, который залез на дерево, чтобы увидеть, как в город входит Иисус Христос. По евангельскому преданию, мытарь Закхей (в современном понимании налоговый инспектор) взимал налоги в пользу римских поработителей Иудейского государства, да ещё и с лихвой. Это никак не вязалось с его именем, которое переводится как «милость, благость». Закхей был невысокого роста, и ему никак не удавалось увидеть через толпу Спасителя. Он залез на дерево в надежде, что сможет хотя бы издали посмотреть на Учителя, совершающего чудеса. Каково же было удивление грешного мытаря и возмущение толпы, когда Иисус не только остановился под смоковницей и обратился к Закхею, но и выразил желание прийти в его дом. Это событие перевернуло сознание Закхея, он открыл своё сердце Христу и покаялся за свою жизнь. Встав из-за стола, за которым возлежали по восточному обычаю гости, он обратился во всеуслышание ко Христу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В ответ Господь произнёс: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». После этой встречи Закхей никогда не расставался с Христом. А уже после Воскресения Спасителя и Его славного Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами в сан епископа и посвятил всю свою жизнь служению Господу. Символом возможности духовного и нравственного очищения для любого грешника выступает живой свидетель тех событий – смоковница, на которую залез мытарь Закхей и которая до сих пор сохранилась на историческом участке Императорского Православного Палестинского Общества. Специалисты института провели комплекс работ по дендрологической санации, то есть лечению библейской смоковницы, возраст которой насчитывает около двух тысяч лет. Смонтировали на её корнях систему капельного орошения. И это знаменитое дерево продолжает расти.

Прекрасной инициативной идеей назвала Дни сада Ольга Николаевна Куликовская-Романова – председатель благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества великой княгини Ольги Александровны. Человек и сад неразлучны. В священном писании сказано, что Господь создал человека и поселил в саду Эдемском, чтобы тот возделывал и хранил его. Забота о саде не только питает человека, но и воспитывает, формирует образное мышление. Древняя Русь унаследовала садово-парковую культуру от Иерусалима и Константинополя. Первые опытные сады возникали при наших монастырях. Даже на севере – Валааме и Соловках – иноки творили чудеса по выращиванию разнообразных плодов. В нашем Отечестве государство всегда заботилось о процветании садов, а русские сады раскинулись не только по всей Руси, но и на всех континентах земли, принося радость всему человечеству. Неудивительно, что диапазон интересов садового форума в Бирюлёво простирается от Лебедяни до Иерихона.

Куликовская-Романова, которая вместе с Иваном Куликовым открывала встречу, кровно связана с Лебедянью. Её отец – есаул Николай Пупынин, родился в этом городе, и она стала регулярно навещать родительское гнездо. Десять мастерских копий акварельных работ августейшей художницы были подарены Ольгой Николаевной в этот день Лебедянскому краеведческому музею. Передача рисунков сопровождалась её сердечным пожеланием любимой малой родине Лебедяни – «процветать, словно сад небесный».

Публикуется с сокращениями.
Липецкая газета

 
< Пред.   След. >