На заседании Научной секции ИППО поздравили ее Председателя А. В. Назаренко с 60-летием

Версия для печати Отправить на e-mail

9 февраля 2008 г.
Сегодня в Паломническом центре Московского Патриархата состоялось заседание Научной секции Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), в работе которого приняли участие заместители Председателя ИППО Н. Н. Лисовой и Ю. А. Грачев, члены Совета епископ Егорьевский Марк, С. Ю. Житенёв, С. П. Карпов, А. В. Назаренко, Управляющий делами ИППО А. Е. Родин, директор Института востоковедения РАН Р. Б. Рыбаков, а также другие действительные члены ИППО.

На заседании обсуждались мероприятия по реализации комплексной научно-общественной программы по воссоздания Русского Археологического института в Константинополе.



После обсуждения участники заседания чествовали члена Совета ИППО, Председателя Научной секции, Председателя Научного Совета РАН «Роль религий в истории» доктора исторических наук А. В. Назаренко, 60-летний юбилей которого отмечался научной общественностью в январе 2008 года.



Поздравительный адрес от Председателя ИППО С. В. Степашина

Члену Совета ИППО,

Председателю Научного Совета РАН «Роль религии в истории»,

доктору исторических наук

Назаренко А. В.

Глубокоуважаемый Александр Васильевич!

Сердечно поздравляем Вас с 60-летием со дня рождения, желаем сил, здоровья, новых творческих свершений.

Мы знаем Вас как выдающегося историка Древней Руси, Русской Православной Церкви, русско-немецких и русско-византийских связей и контактов. С самого начала самостоятельной работы в науке Вы сумели найти свою, совершенно неисследованную и актуальную тему — изучение и использование европейских (латинских, германских, скандинавских, польских) источников для реконструкции древнейших этапов отечественной истории. Выдающимся вкладом в российскую историческую науку стали Ваши работы «Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков» и «Русь и Германия в IX–X веках», «Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений ΙΧ–ΧΙΙ веков».

Блестящее владение историческим и археологическим материалом позволило Вам совершенно по-новому представить историю возникновения и развития древнерусского денежно-весового счета как результата прямых торговых и культурных связей с Византией, Скандинавией, арабским Востоком. Приняв на себя тяжкий труд руководства Научным советом РАН «Роль религий в истории», а затем и курирование русской редакции Православной энциклопедии, Вы последовательно служите высокой задаче единения веры и науки.

Интерес к культурному наследию Византии и ближневосточной цивилизации закономерно привел Вас к сотрудничеству с Императорским Православным Палестинским Обществом. Являясь в течение ряда лет руководителем Научной секции Общества, Вы много сделали для организации исследовательской работы, российских и международных конференций, публикации новых работ и архивных материалов по истории Святой Земли, канонических связей Русской Церкви с Патриархатами Востока, русско-палестинских духовных и культурных контактов.

Верим, что Ваши плодотворные труды на церковно-научной и русско-палестинской ниве и впредь будут помогать нам в осуществлении задач Палестинского Общества по укреплению и расширению духовного и гуманитарного российского присутствия на Ближнем Востоке.

С искренним уважением,

Председатель ИППО С. В. Степашин


Поздравительный адрес от Научной секции ИППО

Дорогой Александр Васильевич!

Устав церковный учит искать предначертание судьбы и призвания человека в евангельских чтениях и песнопениях дня рождения.

На 3 января 1948 года (по старому, церковному стилю) пришлась редкая в церковном календаре пятница, когда отменяется пост и не совершается литургия — в связи с переносом на этот день последования часов, певаемых в нάвечерие Просвещения. Не знаменательно ли уже то, что праздник Богоявления назван здесь славянским многозначным словом Просвещение? А начинаются эти предпраздничные часы чтением псалмов и, в том числе, победного стиха из псалма 26: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? И уж совсем в предначертание грядущих паломнических хождений по Палестине и Ливану, звучало от пророчества Исаиина чтение: И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова, и людие мои узрят славу Господню и высоту Божию.

В день Твоего рождения совершается также память пророка Малахия, получившего именование «печати пророков» и благовествовавшего о «Солнце правды и исцелении в лучах Его» (Мал. 4, 2). Не о будущем ли служении историка сказано в его книге: Закон истины был в устах его, и неправда не обреталось на языке его (Мал. 2, 6)?

Рожденный в литовском городе на реке Невяже, получив имя в честь святого князя-воина Александра Невского, Ты отправился отроком в пределы Германии, в град Виттенберг — на родину лютых люторов. Но не приразившись ни к каким ересям, полюбив навсегда лишь древнее обаяние германской речи и поэзии, вернулся в Россию, чтобы закончить в Москве Колмогоровскую школу для одаренных юных математиков и — на удивление педагогам — устремиться на филологический факультет Университета.

Целью и любовью были при этом древние языки — гекзаметры эллинов и исторические писания римлян. Но в душе вновь проснулась и властно позвала Германия: молодой Саша Назаренко стал студентом романо-германского отделения. Это не означало отделения от любимых античных источников. Более того, приобретенное в букинистическом на Спиридоновке немецкое издание Титмара Мерзебургского — не потому что немца и не потому что писавшего также и о Руси, а потому что латынь! — вдруг стало началом и знаком дальнейшего пути историка древних русско-германских связей и контактов.

Так и было. Судьба вела в круг молодых ученых, собранных вокруг «Свода древнейших памятников» Владимиром Терентьевичем Пашуто, ставшего учителем и крестным отцом в медиевистике. Не будем перечислять десятков и сотен опубликованных с того времени книг и статей. Скажем лишь, что вотчиной молодого историка на долгие годы стала совершенно не изученная область западноевропейских источников по русской истории. Парадоксальным образом, чем дальше и глубже уходил он в чужеземные писания, тем ярче и тоньше просвечивал сквозь иноязычный мильфлер образ Родины.

Продираться сквозь двадцать веков Тевтобургского леса, в его «борьбе роковой» против Империи; узнавать в крутом Диоклетиане Великого Петра; на ладони, на вес, прозревать единство новгородской гривны с византийским солидом и арабским динаром (двадцаткой дирхемов); ликовать душой при открытии в архивах немецкого средневекового монастыря новых сведений о славянском первоучителе Мефодии; от кельнского проповедника Руперта узнавать о паломничестве в Иерусалим русской княгини Гиты Гаральдовны, жены Владимира Мономаха — вот путь и метод работы подлинного историка и поэта Великой Руси и России.

И при этом, не отступаясь ни в чем от строгости научного метода, от подчеркнутой и искренней верности источнику и факту, все сильнее ученый осознавал значение веры и Церкви как для самих русской культуры и государственности, так и для способов их познания и осмысления в современном мире. Сегодня едва ли можно назвать среди российских и европейских исследователей (медиевистов, византологов, русистов) другого историка, до такой степени проникнутого историософской идеей роли Православной Империи как мировой константы — в Риме, Константинополе, России. Живой и действующей в нас ныне — единственной, дающей нам право на жизнь и место в истории…

Нет ничего удивительного в том, что творческая стезя Александра Васильевича Назаренко так крепко и плодотворно в буквальном смысле скрестилась на ближневосточном перекрестке вер, цивилизаций, традиций с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества.

Несколько раз совершив паломничество в Святую Землю, избранный членом Совета Общества и руководителем его Научной секции, Александр Васильевич неизменно активно участвует в текущей работе, конференциях, научно-издательских проектах — везде, где нужен умный глаз источниковеда, опыт филолога и текстолога, смелый историософский прогноз и любящее сердце православного патриота.

Сил, здоровья и Божия благословения Тебе, наш дорогой друг и коллега, счастья Тебе и близким, а нам всем — твоих новых трудов и открытий, радости общения и сотрудничества с одним из лучших наших современников и соотечествеников!

Многая и благая лета!

Москва, 8 февраля 2007 г.


 
< Пред.   След. >